Текущее время: 29 мар 2024, 09:45 |
Часовой пояс: UTC + 1 час |
|
Часовой пояс: UTC + 1 час |
О ЧЕМ ДУМАЮТ СОБАКИ или БЕСЕДЫ С ДЖИНОЙ И РОЛЬФОМ |
|
Выпущено : 07 июн 2012, 22:09 из: Милашки Просмотров:: 443 |
Эта тема может показаться мелкой по сравнению с другими нашими беседами. Однако явление это встречается так часто и обычно вызывает у хозяев собак столько отрицательных эмоций, что я хочу уберечь Вас от ненужных переживаний. С провалом научения знакомы все опытные дрессировщики, в том числе и цирковые. По ходу разучивания того или иного поведения животное, еще вчера гладко выполнявшее все, что требуется, вдруг словно бы глупеет, переставая понимать и выполнять знакомые команды. Мы знаем
это и по собственным детям: при освоении сложных разделов школьной программы внезапно наступает период полной "бестолковости" - как будто задачки, которых решено уже множество, вдруг стали ребенку не под силу. И кричать, сердиться, обвинять дитя в природной зловредности совершенно бесполезно. Так можно добиться разве что потоков слез да полного отвращения к учебе. А хозяева собак как раз охотно обвиняют их в злостном непослушании, в невесть откуда взявшемся упрямстве, переживают и наказывают своих питомцев. Да нужно-то было всего-навсего выждать, правильно построив программу повторения пройденного! Ведь провал научения обусловлен глубинными механизмами психики и представляет собой паузу, необходимую для анализа и систематизации вновь поступившей информации. Накопив первичные факты, сознание как будто берет тайм-аут для их осмысления и связывания между собой и с известными ранее - это уже известно нам по возрастному развитию, но то же происходит и при освоении какой-либо конкретной информации. Длительность и сила такого провала сильно зависит от предыстории развития психики и ее индивидуальных свойств. У хорошо развитого психически животного провал научения не бывает ни долгим, ни особенно глубоким, в этот период оно не реагирует на требования хозяина конфликтами и истериками. Кроме того, важно и то, насколько напряженная психическая деятельность предлагается в это время мозгу. Правильнее всего использовать провал научения для повторения хорошо знакомых навыков и форм поведения, а также для тех упражнений, которые интересны собаке. Хозяин, понимающий и любящий свою собаку, интуитивно побережет ее психику от перегрузок, снизив требования к чистоте выполнения заданий, не станет наращивать сложность упражнений. Если же хозяин нервничает и, обнадежившись предшествующими успехами, предъявляет к собаке слишком высокие требования, то работа строится уже не на анализе сути происходящего, а на растерянном, вслепую, переборе вариантов или на нерассуждающем повиновении. В некоторых случаях последнее не лишено смысла - так давайте же и предложим собаке в это время как раз такие задания. Только не стоит рисковать ломкой тех отношений с собакой, которые складывались в течение всей ее жизни и работы с Вами. Мама решила проверить свои соображения у своего главного консультанта. - Что скажешь. Черный? - А то и скажу: я ведь сам тебе всякий раз докладываю, когда у воспитанника наступает этот самый провал и когда бесполезно чего-то добиваться. - И верно. Раз уж ты отошел от собачки и принялся баловаться в стороне, словно бы и не на работе, я знаю, что занятие впрок не пойдет, надо менять стиль и задания. А как ты узнаешь, что провал наступил? - Да это уж совсем дело нехитрое. Ты. что ли, собачьего языка не понимаешь? Видишь, что глазки забегали, ушки то и дело на затылок ложатся, - призадумайся! Дай для проверки команду попроще, да и ту не отрабатывай дочиста. Сама же потом больше времени, сил и нервов, своих, моих, собачкиных и хозяйских, сэкономишь. А не то молодую собачку и сорвать нетрудно! Итак, позаботимся о спокойном, без лишних эмоций режиме занятий, о снижении нагрузок и требований. Не станем давать собаке новых заданий. Но прекращать работу не будем ни в коем случае - иначе это приведет к полному отказу от дальнейшего обучения. Собака себе не враг - почувствовав, что можно уйти от скучной и нелюбимой работы (а такая есть у всех и всегда), она способна не то что упрямиться и безобразничать, а даже симулировать болезнь. И главная Ваша задача на период провала научения - не позволить зверю забыть, что любые требования хозяина обязательны к выполнению. И пусть собака не догадывается, что требования эти Вы сознательно облегчаете. Ни в коем. случае не теряйте терпения и не раздражайтесь - займитесь отработкой надежности и безотказности выполнения уже разученных команд. Если Ваша собака страдает чрезмерным самомнением и вообще не очень-то желает считаться с Вашими требованиями, то провал научения можно использовать для того, чтобы несколько сбить ее спесь. В этом случае следует как раз немного завысить требования, снижая тем самым уверенность зверя в собственной способности правильно и четко выполнить команду. Полезно в этом случае воспользоваться работой на снарядах и разок-другой "посадить" зверя на барьере или буме. Только не перестарайтесь, чтобы не довести дело до протеста и отказа от "бесперспективной", по мнению собаки, работы. Пусть у Вашего питомца все же останется способ Вас порадовать. Тогда Ваше одобрение, действуя на фоне мощной потребности в самоутверждении, станет сильнодействующим средством для дальнейшей работы. Особенно ярко провал научения выступает именно при ситуативном обучении, в ходе юниор-дрессировки - этому способствует и возраст, и недостаточная самооценка собаки. Иногда мы предпочитаем сделать перерыв в занятиях с инструктором, но, подобрав нужные упражнения, настаиваем на том, чтобы хозяин продолжал самостоятельную работу "в охотку" для себя и своего любимца. Как правило, через неделю-другую хозяин сообщает нам о "нежданной" радости: собака заработала намного лучше, чем раньше! Тогда для окончательной шлифовки и надежного закрепления навыков нам остается провести всего-навсего пару занятий. Вот так и воспитывается та собака, какую Вы всегда хотели иметь. - Это ты обо мне? - невероятно оживился Черный, позабыв о своем напускном равнодушии. Мама ответила почти серьезно, так, что собаки не сразу уловили легкую иронию. - Ну что ты! О таком, как ты, я и мечтать не могла! Рольф насупился: - Издеваешься, что ли? - Не обижайся, это для красного словца, но, тем не менее, истинная правда! Ты ведь не только обучен по трем разным программам, да в добавление к ним знаешь многое и из связной, и из поводырской, и из других служб. Ты - СОБАКА-НАСТАВНИК! Джинка тихонько хмыкнула. Она искренне не понимала, что тут такого особенного - она-то тоже собака-наставник, хотя никаким особым премудростям и не училась. Ну и что? Работа как работа, только интереснее прочих. Мне в работе действительно очень часто помогают мои собственные и моих друзей собаки, выступающие в роли наставников. Они не просто служат для наших воспитанников примером для подражания, на самом деле их обязанности намного шире и сложнее. Опытная и хорошо обученная собака, понимающая своего "начальника" не только с полуслова, а и вовсе без слов, может продемонстрировать любой стиль работы, не обманываясь непривычной мягкостью в обращении и не обижаясь на неожиданные резкости. Главное - чтобы она хорошо понимала цель работы и умела показать хозяину воспитанника, к чему приводят те или иные его ошибки, а собаке - как следует вести себя по отношению к человеку. Вообще говоря, основная и неоценимая роль собаки-наставника состоит именно в установлении правильного отношения собаки-воспитанника ко всему: к происшествиям, к окружающей обстановке, к собственному хозяину и посторонним. Наставник-то и помогает правильно и безошибочно сформировать те эмоции и мотивации, которые обеспечивают желательное поведение воспитанника. Поведение собаки-наставника полностью соответствует общевидовым и породным нормам, что позволяет показать хозяину воспитанника нормальные реакции и точно рассчитать нужные воздействия. Кроме того, собака-наставник обязана быть достаточно контактной для того, чтобы можно было передать ее поводок чужому хозяину и показать таким образом конкретные приемы управления собакой. Существенно и то, что этим мгновенно снимается скептицизм, присущий тем, кто уже столкнулся с проблемами собачьего поведения: человек убеждается, что благодаря правильному управлению он способен добиться того, чего хочет, даже от чужой собаки. А вера в свои возможности еще никому не повредила, не так ли? А когда хозяин воспитанника работает со взрослым и авторитетным наставником, то это заставляет его собственную собаку как бы перенести уважение к сородичу на своего хозяина: раз уж Вожак или Старшая Мать его слушается, то мне и сам Бог велел! И трудности дрессировки, обучения, коррекции характера резко идут на убыль. Собака младшего социального ранга, работающая в качестве наставника, помогает воспитаннику обрести уверенность в себе и правильно понять свою роль по отношению к человеку. Не говорю уже о том, что только собака способна научить другую собаку множеству нюансов поведения, продемонстрировать которые даже самый опытный человек просто не в состоянии. При этом тоже приходится прибегать к помощи собак разных размеров, пород и стайных рангов - ведь обязанности наставника в каждом конкретном случае определяются целями работы. Заявляю по опыту многих лет работы: только собака может донести до собаки требования человека "на родном языке"! Разумное сотрудничество с собаками-наставниками разных пород и специализаций сокращает сроки работы (а следовательно, и Ваши издержки) раза в полтора-два, а эффективность и надежность результатов растут, можно сказать, на глазах. Что же касается моих преимуществ, то собаки-наставники помогают мне даже на первом этапе, когда я разбираюсь в характере и происхождении Ваших проблем. Я ведь знаю их, своих наставников, как облупленных, а по их реакциям могу судить о причинах затруднений воспитанника. Тогда и методы решения подбираются точнее и быстрее. - Ты бы еще рассказала, как мы с тобой договариваемся, что будем с собачкой делать, - попросил Черный. - Как с той трусливенькой овчарочкой, которую ты просила не обижать, а ее хозяин решил, будто я вообще ее не замечаю. -Да кто поверит? - вздохнула Мама. - Ну, скажу я, что в троллейбусе тебе объяснила задание... меня же за сумасшедшую примут. Об этом, как и о наших задушевных разговорах, только мы с вами и знаем. Тут заговорила Джинечка. - Не хочешь об этом, так расскажи, как наш Черный сам выдумывает разные приемчики. Как ты рассердилась на него, когда он взял у хозяина собачки хлеб, чтобы та заревновала и быстрей послушалась. - А вот об этом мне вспоминать стыдно, - засмеялась Мама. - Я ведь тогда ничего не поняла, а Черный на меня обиделся и не желал объяснять. Спасибо еще, что ты мне рассказала. Ты у меня умница! Не только воспитанников учишь, но и меня. И Джи даже глаза прикрыла от удовольствия под нежной Маминой рукой, так сладко почесывавшей за ушком. А Черный только посмеивался, вспоминая, как приятно бывает поставить Маму в тупик своей неожиданной находкой по части воспитания собак. Получила наслаждение от прочитанного! И Вам желаю того же...... все взяла здесь http://forum.ucmd.net/index.php?/topic/ ... ge__st__40 |
Вернуться назад к Базе Знаний |
|