Текущее время: 28 мар 2024, 12:11

Часовой пояс: UTC + 1 час



Часовой пояс: UTC + 1 час




О ЧЕМ ДУМАЮТ СОБАКИ или БЕСЕДЫ С ДЖИНОЙ И РОЛЬФОМ

Выпущено : 07 июн 2012, 22:09
из: Милашки
Просмотров:: 442

Эта тема может показаться мелкой по сравнению с другими нашими беседами. Однако явление это встречается так часто и обычно вызывает у хозяев собак столько отрицательных эмоций, что я хочу уберечь Вас от ненужных переживаний. С провалом научения знакомы все опытные дрессировщики, в том числе и цирковые. По ходу разучивания того или иного поведения животное, еще вчера гладко выполнявшее все, что требуется, вдруг словно бы глупеет, переставая понимать и выполнять знакомые команды. Мы знаем
это и по собственным детям: при освоении сложных разделов школьной программы внезапно наступает период полной "бестолковости" - как будто задачки, которых решено уже множество, вдруг стали ребенку не под силу. И кричать, сердиться, обвинять дитя в природной зловредности совершенно бесполезно. Так можно добиться разве что потоков слез да полного отвращения к учебе. А хозяева собак как раз охотно обвиняют их в злостном непослушании, в невесть откуда взявшемся упрямстве, переживают и наказывают своих питомцев. Да нужно-то было всего-навсего выждать, правильно построив программу повторения пройденного! Ведь провал научения обусловлен глубинными механизмами психики и представляет собой паузу, необходимую для анализа и систематизации вновь поступившей информации. Накопив первичные факты, сознание как будто берет тайм-аут для их осмысления и связывания между собой и с известными ранее - это уже известно нам по возрастному развитию, но то же происходит и при освоении какой-либо конкретной информации. Длительность и сила такого провала сильно зависит от предыстории развития психики и ее индивидуальных свойств. У хорошо развитого психически животного провал научения не бывает ни долгим, ни особенно глубоким, в этот период оно не реагирует на требования хозяина конфликтами и истериками. Кроме того, важно и то, насколько напряженная психическая деятельность предлагается в это время мозгу. Правильнее всего использовать провал научения для повторения хорошо знакомых навыков и форм поведения, а также для тех упражнений, которые интересны собаке. Хозяин, понимающий и любящий свою собаку, интуитивно побережет ее психику от перегрузок, снизив требования к чистоте выполнения заданий, не станет наращивать сложность упражнений. Если же хозяин нервничает и, обнадежившись предшествующими успехами, предъявляет к собаке слишком высокие требования, то работа строится уже не на анализе сути происходящего, а на растерянном, вслепую, переборе вариантов или на нерассуждающем повиновении. В некоторых случаях последнее не лишено смысла - так давайте же и предложим собаке в это время как раз такие задания. Только не стоит рисковать ломкой тех отношений с собакой, которые складывались в течение всей ее жизни и работы с Вами. Мама решила проверить свои соображения у своего главного консультанта.
- Что скажешь. Черный?
- А то и скажу: я ведь сам тебе всякий раз докладываю, когда у воспитанника наступает этот самый провал и когда бесполезно чего-то добиваться.
- И верно. Раз уж ты отошел от собачки и принялся баловаться в стороне, словно бы и не на работе, я знаю, что занятие впрок не
пойдет, надо менять стиль и задания. А как ты узнаешь, что провал наступил?
- Да это уж совсем дело нехитрое. Ты. что ли, собачьего языка не понимаешь? Видишь, что глазки забегали, ушки то и дело на затылок ложатся, - призадумайся! Дай для проверки команду попроще, да и ту не отрабатывай дочиста. Сама же потом больше времени, сил и нервов, своих, моих, собачкиных и хозяйских, сэкономишь. А не то молодую собачку и сорвать нетрудно! Итак, позаботимся о спокойном, без лишних эмоций режиме занятий, о снижении нагрузок и требований. Не станем давать собаке новых заданий. Но прекращать работу не будем ни в коем случае - иначе это приведет к полному отказу от дальнейшего обучения. Собака себе не враг - почувствовав, что можно уйти от скучной и нелюбимой работы (а такая есть у всех и всегда), она способна не то что упрямиться и безобразничать, а даже симулировать болезнь. И главная Ваша задача на период провала научения - не позволить зверю забыть, что любые требования хозяина обязательны к выполнению. И пусть собака не догадывается, что требования эти Вы сознательно облегчаете. Ни в коем. случае не теряйте терпения и не раздражайтесь - займитесь отработкой надежности и безотказности выполнения уже разученных команд. Если Ваша собака страдает чрезмерным самомнением и вообще не очень-то желает считаться с Вашими требованиями, то провал научения можно использовать для того, чтобы несколько сбить ее спесь. В этом
случае следует как раз немного завысить требования, снижая тем самым уверенность зверя в собственной способности правильно и четко выполнить команду. Полезно в этом случае воспользоваться работой на снарядах и разок-другой "посадить" зверя на барьере или буме. Только не перестарайтесь, чтобы не довести дело до протеста и отказа от "бесперспективной", по мнению собаки, работы. Пусть у Вашего питомца все же останется способ Вас порадовать. Тогда Ваше одобрение, действуя на фоне мощной потребности в самоутверждении, станет сильнодействующим средством для дальнейшей работы. Особенно ярко провал научения выступает именно при ситуативном обучении, в ходе юниор-дрессировки - этому способствует и возраст, и недостаточная самооценка собаки. Иногда мы предпочитаем сделать перерыв в занятиях с инструктором, но, подобрав нужные упражнения, настаиваем на том, чтобы хозяин продолжал самостоятельную работу "в охотку" для себя и своего любимца. Как правило, через неделю-другую хозяин сообщает нам о "нежданной" радости: собака заработала намного лучше, чем раньше! Тогда для окончательной шлифовки и надежного закрепления навыков нам остается провести всего-навсего пару занятий. Вот так и воспитывается та собака, какую Вы всегда хотели иметь.
- Это ты обо мне? - невероятно оживился Черный, позабыв о своем напускном равнодушии.
Мама ответила почти серьезно, так, что собаки не сразу уловили легкую иронию.
- Ну что ты! О таком, как ты, я и мечтать не могла!
Рольф насупился:
- Издеваешься, что ли?
- Не обижайся, это для красного словца, но, тем не менее, истинная правда! Ты ведь не только обучен по трем разным программам, да в добавление к ним знаешь многое и из связной, и из поводырской, и из других служб. Ты - СОБАКА-НАСТАВНИК!
Джинка тихонько хмыкнула. Она искренне не понимала, что тут такого особенного - она-то тоже собака-наставник, хотя никаким особым премудростям и не училась. Ну и что? Работа как работа, только интереснее прочих. Мне в работе действительно очень часто помогают мои собственные и моих друзей собаки, выступающие в роли наставников. Они не просто служат для наших воспитанников примером для подражания, на самом деле их обязанности намного шире и сложнее. Опытная и хорошо обученная собака, понимающая своего "начальника" не только с полуслова, а и вовсе без слов, может продемонстрировать любой стиль работы, не обманываясь непривычной мягкостью в обращении и не обижаясь на неожиданные резкости. Главное - чтобы она хорошо понимала цель работы и умела показать хозяину воспитанника, к чему приводят те или иные его ошибки, а собаке - как следует вести себя
по отношению к человеку. Вообще говоря, основная и неоценимая роль собаки-наставника состоит именно в установлении правильного отношения собаки-воспитанника ко всему: к происшествиям, к окружающей обстановке, к собственному хозяину и посторонним. Наставник-то и помогает правильно и безошибочно сформировать те эмоции и мотивации, которые обеспечивают желательное поведение воспитанника. Поведение собаки-наставника полностью соответствует общевидовым и породным нормам, что позволяет показать хозяину воспитанника нормальные реакции и точно рассчитать нужные воздействия. Кроме того, собака-наставник обязана быть достаточно контактной для того, чтобы можно было передать ее поводок чужому хозяину и показать таким
образом конкретные приемы управления собакой. Существенно и то, что этим мгновенно снимается скептицизм, присущий тем, кто уже столкнулся с проблемами собачьего поведения: человек убеждается, что благодаря правильному управлению он способен
добиться того, чего хочет, даже от чужой собаки. А вера в свои возможности еще никому не повредила, не так ли?
А когда хозяин воспитанника работает со взрослым и авторитетным наставником, то это заставляет его собственную собаку как бы
перенести уважение к сородичу на своего хозяина: раз уж Вожак или Старшая Мать его слушается, то мне и сам Бог велел! И трудности дрессировки, обучения, коррекции характера резко идут на убыль. Собака младшего социального ранга, работающая в качестве наставника, помогает воспитаннику обрести уверенность в себе и правильно понять свою роль по отношению к человеку. Не говорю уже о том, что только собака способна научить другую собаку множеству нюансов поведения, продемонстрировать которые даже самый опытный человек просто не в состоянии. При этом тоже приходится прибегать к помощи собак разных размеров, пород и стайных рангов - ведь обязанности наставника в каждом конкретном случае определяются целями работы. Заявляю по опыту многих лет работы: только собака может донести до собаки требования человека "на родном языке"! Разумное сотрудничество с собаками-наставниками разных пород и специализаций сокращает сроки работы (а следовательно, и Ваши издержки) раза в
полтора-два, а эффективность и надежность результатов растут, можно сказать, на глазах. Что же касается моих преимуществ, то собаки-наставники помогают мне даже на первом этапе, когда я разбираюсь в характере и происхождении Ваших проблем. Я ведь знаю их, своих наставников, как облупленных, а по их реакциям могу судить о причинах затруднений воспитанника. Тогда и методы решения подбираются точнее и быстрее.
- Ты бы еще рассказала, как мы с тобой договариваемся, что будем с собачкой делать, - попросил Черный.
- Как с той трусливенькой овчарочкой, которую ты просила не обижать, а ее хозяин решил, будто я вообще ее не замечаю.
-Да кто поверит? - вздохнула Мама. - Ну, скажу я, что в троллейбусе тебе объяснила задание... меня же за сумасшедшую примут. Об этом, как и о наших задушевных разговорах, только мы с вами и знаем. Тут заговорила Джинечка.
- Не хочешь об этом, так расскажи, как наш Черный сам выдумывает разные приемчики. Как ты рассердилась на него, когда он взял у хозяина собачки хлеб, чтобы та заревновала и быстрей послушалась.
- А вот об этом мне вспоминать стыдно, - засмеялась Мама. - Я ведь тогда ничего не поняла, а Черный на меня обиделся и не желал
объяснять. Спасибо еще, что ты мне рассказала. Ты у меня умница! Не только воспитанников учишь, но и меня. И Джи даже глаза прикрыла от удовольствия под нежной Маминой рукой, так сладко почесывавшей за ушком. А Черный только посмеивался,
вспоминая, как приятно бывает поставить Маму в тупик своей неожиданной находкой по части воспитания собак.

Получила наслаждение от прочитанного! И Вам желаю того же......
все взяла здесь http://forum.ucmd.net/index.php?/topic/ ... ge__st__40

Вернуться назад к Базе Знаний



cron




Powered by phpBB © 2010, 2014 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

Style supported by CodeMiles Team.
free counters
Free counter and web stats Тематический каталог ссылок флора и фауна Рейтинг лучших сайтов о животных ZOOCENTER.RU
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter