Текущее время: 07 авг 2022, 17:05

Часовой пояс: UTC + 1 час



Часовой пояс: UTC + 1 час




О ЧЕМ ДУМАЮТ СОБАКИ или БЕСЕДЫ С ДЖИНОЙ И РОЛЬФОМ

Выпущено : 07 июн 2012, 22:03
из: Милашки
Просмотров:: 282

Психическая деятельность, раз начавшись, не приостанавливается ни на минуту. Каждое живое существо ежесекундно приобретает какой-то опыт - а следовательно, и обучается чему-то, что из этого опыта вытекает. А для того, чтобы получить нужные результаты, следовало бы направить это обучение в желательное русло, не отставая при этом от темпов развития психики и согласуя с ними свои воспитательные и образовательные методики. Много лет назад, когда я еще только начинала учиться работать с собаками, я увидела на дрессировочной площадке молодую овчарку, уверенно и безотказно выполнявшую все стандартные команды. А когда восхищенные зрители бросились допытываться, давно ли собаку дрессируют, ее хозяин, опытный инструктор-дрессировщик, отвечал
уклончиво: "Собаке от роду год!". И только много позже я поняла, что это означает. Мои фоксы впервые попали на дрессировочную площадку уже взрослыми, когда мне потребовалось продемонстрировать воспитанникам кое-какие дрессировочные навыки. А их выдержка, поражающая профессиональных дрессировщиков, выработана на кухне, в процессе чистки картошки к ужину. Любая игра, любая прогулка, всякое домашнее общение одновременно представляет собой урок и дает множество возможностей чему-то
научить малыша. Совсем как в человеческом детском саду, где психолог убедительно объяснит Вам, чему учат ребенка кубики, а чему - прятки. Я, разумеется, точно так же могу помочь Вам в подборе игр для щенка, а заодно и подкорректировать то, что Вам не вполне нравится в его психике: снизить или повысить возбудимость, убрать лишнюю бесшабашность или, напротив, помочь стать посмелее. Это трудно назвать дрессировкой, несмотря на то, что этим словом мы привыкли называть любую работу с собакой. Однако выработка определенных навыков (это, собственно, и есть дрессировка) необходима и для повседневной жизни, и для какой угодно
деятельности. И все, что упущено в нежном детском возрасте, восполняется потом с огромным трудом. Причина этого - в неравномерном развитии юного орга-o низма. Разные органы и системы развиваются в разное время, так же, как и разные части центральной нервной системы. Мозг, как и любой другой орган, совершенствуется для выполнения тех функций, которые предложены ему самой жизнью, и точно так же, постепенно и неравномерно, развиваются разные стороны психики. Один из видных бихевиористов, Грегори Бейтсон, очень удачно сравнил развитие психики с движением поезда, окошки в котором открываются каждое в свое, строго определенное время - стоит только опоздать взглянуть, и поезд уже пронесся мимо чего-то важного, чего ты никогда больше в жизни не увидишь... Поэтому главная особенность раннего обучения и ранней дрессировки состоит в том, чтобы стиль и методы обучения, набор разучиваемых навыков и конкретные приемы и упражнения соответствовали этим естественным "перекосам" в строении психики. Двух-трехмесячный возраст - это время, когда естественнейшим образом активизируются наследственные стереотипы поведения и формируются в жизненном опыте новые, наиболее пригодные для тех конкретных условий, в которые занесло судьбой именно этого щенка. Не случайно как раз в этом возрасте матери-суки наиболее активно обучают детишек
функциональным формам поведения - охотиться так охотиться, сторожить, так сторожить. Этот период вполне можно использовать для того, чтобы "подправить Природу", сформировав у Вашего щенка те функциональные качества, которые необходимы Вам, и расширив таким образом наследственную, породную предрасположенность к той или иной деятельности. И важнее всего при этом правильно определить свойства характера малыша, как можно точнее выбрав те качества, на которые стоило бы опираться, и
те, которые мешают выработке нужного Вам поведения. Существуют сценарии проверок, позволяющие проверить, отвечает ли
индивидуальное развитие возрастным и породным нормам, и не только определить оптимальную стратегию обучения, но и выбрать наиболее эффективные поощрения. Для одного это будут кусочки лакомства, для другого - возможность вволю поиграть с приятелями и хозяином. При "киндер- дрессировке" игры служат одновременно и наградой за скучные упражнения, и мощным отвлекающим фактором. который мы используем для того, чтобы сделать послушание по-настоящему надежным. А самой
замечательной особенностью "киндер-дрессировки" следует признать то, что очень скоро наградой для щенка становится и сама работа. Желание учиться и работать сохраняется у такой собаки на всю жизнь. Киндер-дрессировка прекрасно формирует и нужные качества характера, и доброе сотрудничество собаки с человеком - ведь здесь обучение неразрывно спаяно с воспитанием, как и в человеческом детстве. Главная опасность киндер-дрессировки состоит в весьма вероятных физических и психических перегрузках. Мы зачастую слишком увлекаемся повторами упражнений, особенно тех, которые удаются щенку лучше других. Однако монотонные повторы для неокрепшей психики страшнее, чем что бы то ни было. Чтобы не рисковать тем, что собака откажется работать раз и навсегда, никогда не доводите дело до усталости. А если Ваш щенок, по возрасту, породным или индивидуальным особенностям, чересчур возбудим и быстро отвлекается, позвольте ему до начала занятия выплеснуть в беготне и возне накопившуюся энергию,
чтобы начать учебу на фоне легкого утомления, превращая упражнение в ту же игру, только более спокойную.
При ранней дрессировке строго-настрого запрещаются любые конфликты и насилие! Самым большим наказанием для малыша может быть лишь отказ делать то, чего хочется ему, хотя бы прекращение игры. С самого начала и на всю последующую жизнь щенок обязан усвоить святое правило:
"Делай то, что нужно мне, а я сделаю то, чего хочешь ты". Тогда я берусь гарантировать, что Ваша собака будет охотно сотрудничать с Вами при любых обстоятельствах. Очень важно заранее продумать план занятий со щенком, чтобы хорошо представлять себе, что, как и в каком порядке следует делать. Если Вы случайно, не желая того, закрепите ненужные Вам ассоциативные связи, то вряд ли удастся их переделать - так высока восприимчивость юного мозга, самой Природой предназначенного учиться и запоминать
навсегда. Переход от игры к послушанию и наоборот служит в то же время и великолепной тренировкой центральной нервной системы, повышающей устойчивость психики к различным возбудителям. Позволив щенку поиграть до состояния легкого возбуждения (пока еще не начали косить глазки и закладываться на затылок ушки), посадите его и подержите
немножко в неподвижности, придерживая, если понадобится рукой, а потом снова поиграйте. Для щенка достаточно пары таких переходов в течение одной игры, а позже Вы станете наращивать и степень возбуждения, сменяемого по Вашей команде торможением, и количество повторов. Однако и для взрослой, хорошо подготовленной собаки их может быть не более пяти. Это упражнение закладывает прекрасную основу для послушания (она ох как пригодится Вам в ответственный момент взросления собаки) и замечательно укрепляет Ваши отношения с собакой.
- Что-то чудится родное, - по привычке чуть ворчливо заговорил Рольф. - Уж не таким ли образом ты научила меня "борьбе женщины с волком"? То дразнишь до белого каления, то вдруг усаживаешь или укладываешь. Сам не пойму, чего это я тебе подчиняюсь? Сама же потом опять начинаешь играть. А еще говоришь, что с собакой необходима последовательность!
- Ты же, дурачок, так с раннего детства играл, вот и привык подчиняться, как бы ни был возбужден. Мы ведь с тобой просто так
играли на прогулках, а упражнением для воспитанников и показательным номером для выступлений эта игра стала значительно позже. А что, тебе очень трудно?
- Как тебе сказать... Поначалу, конечно, непросто было, но как только я понял, что тебе это нравится, так дело и пошло. Ты ведь
хитрая, приучила меня постепенно. А поди-ка, поиграй так с неподготовленной собакой! Как припечатает зубами в возбуждении, не
сообразив, что в пасти-то хозяйская рука!
- А неподготовленным я этого и не советую. На такой случай, милый, другое упражнение есть. Состоит оно в том, чтобы с первых же
"кусательно-хватательных" игр щенка научить его не сжимать зубы на хозяйской руке слишком сильно. Запретить собаке кусаться вообще было бы неправильно - ведь, не научившись этому, она никогда не сумеет постоять за Вас и за себя. Однако можно и нужно объяснить щенку различие между хозяйской рукой и специальными предметами, предназначенными для выработки хватки
(толстостенный резиновый шланг такого диаметра, чтобы ложился на задние зубы, "колбаса" из брезента, набитая тряпками и т.п.). Когда малыш, разыгравшись, схватит Вас за руку слишком крепко, прищемите другой рукой его чувствительный носишко, да так, чтобы запищал. Это совершенно безвредно, хотя и очень неприятно. Одновременно очень строгим и oдаже чуть угрожающим тоном произнесите слово "Больно". Малыш свяжет свои укусы со своими же ощущениями и в следующий раз побоится сжимать зубы. А
Вы в другой раз разрешите ему кусаться, но несильно, а когда он вновь забудется. повторите этот прием. Если делать это достаточно
рано, то трех-четырех повторов хватает любому щенку. А душу он отведет на упражнениях для хватки, когда Вы будете хвалить его тем больше, чем крепче он станет хватать предмет. В режиме киндер-дрессировки, уже к трем-четырем месяцам, можно освоить большинство важнейших дисциплинарных навыков. До настоящего послушания Вашему щенку еще далеко, но на следующем этапе ему будет намного легче - ведь ему не придется разучивать смысл таких слов, как "Сидеть", "Лежать", "Рядом", а останется только научиться подчинять свои желания и порывы Вашим требованиям.

Вернуться назад к Базе Знаний



cron




Powered by phpBB © 2010, 2014 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

Style supported by CodeMiles Team.
free counters
Free counter and web stats Тематический каталог ссылок флора и фауна Рейтинг лучших сайтов о животных ZOOCENTER.RU
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter